Новые герои рок-н-ролла» - под таким слоганом шла раскрутка молодой питерской группы «Сплин». PR-акция имела успех: по прошествии всего нескольких лет образ Александра Васильева и ведомых им музыкантов прочно прописался в галерее героев русского рока, хотя в легендарные 80-е юный Саша еще только лазил через заборы на концерты любимых «Аквариума» и «Зоопарка».
Если вы не видели «Сплин» в концертном варианте, многое потеряли. Трудно сейчас найти более энергетически мощную отечественную группу. Васильев на сцене напоминает полководца, ведущего армию в атаку, да и музыканты стараются соответствовать.
В жизни Саша гораздо более немногословен, чем в песнях, но разговорить его иногда удается


- На «Крыльях» вы играли с таким бешеным драйвом, словно нечего было терять. C какой скоростью Васильев ездит на машине?
- Не очень быстро. По крайней мере, по городу никогда не гоняю. У меня была жуткая авария восемь лет назад, когда мы врезались в сосну и водитель грудью сломал руль, а я башкой выбил лобовое стекло, потому что рядом сидел непристегнутый, и заодно ногу сломал, которой упирался. С тех пор стараюсь не гонять. Хотя если еду из Питера в Москву, то скорость, конечно, 140, - больше просто машина не тянет.
- Расскажите, как вы стали «новыми героями рок-н-ролла»?
- Первые два альбома записали своими силами, но потом стало понятно, что эта ситуация - тупиковая. 1993-1994 годы, совершенно непонятное время, в Питере нами никто и не думал заниматься. Мы поехали в Москву и раскидали записи по адресам, которые дал знакомый журналист. Потом три дня сидели в гостинице, выпивали коньяк и закусывали бужениной. Перед отъездом обзвонили всех. И нам предложили контракты сразу в двух местах. Поехали, побеседовали, выбрали более интересный вариант. Я до сих пор уверен, что нормальной группе никакая раскрутка не нужна. Надо только, пересилив свою лень, записать «демо» из нескольких песен. А дальше набежит такое количество продюсеров... Особенно сейчас, когда после 98-го года гонорары поднимаются и даже официальные тиражи начинают продаваться, а не только пиратские. Если у тебя хорошие песни, нечего бояться.
- Тем не менее в период раскрутки «Сплин» звучал буквально по всем радиостанциям страны, более навязчиво внедрялась в сознание людей разве что Земфира. Как вам кажется, насколько сопоставимо количество реальных поклонников и тех, кто любит «Сплин», потому что это модно, как модно слушать какие-нибудь «Руки вверх» или «Демо»?
- Мне кажется, время «модности» для нас уже прошло, а количество поклонников, оказывается, легко регулируется изменением .звучания группы, то есть ненужных людей можно просто-напросто «отрезать» с помощью новых альбомов. В этом смысле «Альтависта» - альбом, очень удачно сложившийся. После него с нами остались только те, кто нас действительно любит, а не те, кто нас слушает, потому что это модно.
- Получается, «откат» слушательского интереса был запланирован?
- Ну да, потому что повторы заводят в тупик. Если бы мы стали писать второй «Гранатовый альбом», нам самим это было бы неинтересно. Интереснее «колдовать» с «Альтавистой». А «25-й кадр» получился достаточно тяжелым, гитарным и на редкость динамичным, напористым по сравнению с «Альтавистой». Мы следим за тем, чтобы альбомы были разные. Соответственно перед тем, как делать новый альбом, всегда обговариваем определенную стилистику будущей работы, решаем, в какую сторону клонить. В «25-м кадре» крен сделан на бешеный ритм, жесткий-жесткий звук и необычные тексты. Сейчас, когда альбом уже вышел, я могу сказать, что он мне очень нравится и на сегодняшний день это, наверное, самая сильная наша работа.
- «25-й кадр» - довольно грязная технология, а альбом, напротив, достаточно позитивный по настроению. Нет ли здесь противоречия?
- «Альтависта», мне кажется, явно светлее, чем «25-й кадр». Технология грязная, а идея - чистая. Сам альбом - естественно, 24-го кадра, стандарт. Но если у человека возникает что-то в голове после прослушивания альбома - это и есть 25-й кадр.
- Насколько случайным было появление песни «Рикки-Тикки-Тавви»? У каждого обычно есть какое-то свое тотемное животное. У вас, видимо, мангуст?
- Имя явно от киплинговского мангуста, но песня вряд ли о мангусте. Хотя, может быть, это действительно тот самый мангуст, который является неким божеством и всех нас защищает, в том числе и меня.
- Сотрудничество с «Би 2». Как сочетаются ваш драйв и их меланхоличность?
- Именно фифти-фифти все и строилось. «Феллини» - моя песня с их аранжировкой. Все пополам, я никогда не перетягиваю одеяло на себя.
- Раньше у каждого автора можно было вычленить кодовые слова: названия природных стихий у Гребенщикова, «ночь» и «звезда» у Цоя... Теперь у некоторых групп такими символами становятся целые системы понятий. Трудно найти песню «Агаты Кристи» последнего времени, где не упоминались бы смерть или ее атрибуты. И по-моему, так же трудно найти песню группы «Сплин», где не упоминались бы алкоголь, наркотики и т.п. Откуда такая любовь к стимуляторам?
- Ничего подобного. На самом деле эти термины звучат в моих песнях не чаще, чем по телевидению в новостях, а раз это есть в жизни, то, конечно, попадается и в песнях. Песня - это следствие, а не причина.
- Вы так внимательны к явлениям окружающего мира?
- Окружающий мир так просачивается в мозг и так его захватывает, что уже не отделяешь себя от окружающего мира, а окружающий мир - от себя.
- В свое время я был озадачен строчкой «Любовь - это когда хорошим людям плохо». Вы понимаете любовь именно так?
- Нет, это только одно из состояний. Думаю, очень многие люди прошли через подобное: ты любишь кого-то и... Тебе становится плохо и ты воспринимаешь любовь именно так. Но эта фраза - только об одном из состояний...
- Продолжаем придираться к текстам. «Бог устал нас любить» - это минутная слабость или мировоззренческая установка?
- Это... установка на минутную слабость. Время от времени такое состояние возвращается, но этой песне года четыре, а с течением временем многое сильно пересматривается.
- В песне «Мое сердце остановилось...» описана реальная ситуация?
- Я написал ее для жены. Мы столько лет живем вместе, но раньше во многих песнях упоминал ее вскользь, - не было ни одной специально для нее. Сейчас она смотрит какой-нибудь хит-парад и говорит: «Вот, песня про меня на первом месте».
- В какой-то желтой газете читал, как группа «Сплин» устроила шабаш в одной из гостиниц с коллективным выбрасыванием телевизоров из окон. Это правда?
- Они очень сильно преувеличили, и все получилось настолько раздуто... Да ну, ерунда это все, не хочется об этом говорить. Надеюсь, что Южно-Сахалинск уже простил нас за это.
- Нет обиды на журналистов?
- На самом деле я считаю бессмысленным давать какие-либо интервью и отвечать на какие-либо вопросы. Мне кажется, берешь любую песню - и там уже есть все ответы. Единственное, что меня греет во всей этой ситуации, - то, что я даю возможность заработать на себе и своем имени какому-то количеству не самых плохих людей.
- В некоторых песнях чувствуется влияние Виктора Пелевина, вы его цитируете в текстах, благодарность ему вынесли на обложку.
- Основные альбомы мы уже записали к тому времени, когда вышли его книги. Я благодарен ему за то, что мы в одной компании встречали Новый год и я получил огромное удовольствие от общения. Пожалуй, это самый яркий писатель второй половины 90-х, и после личного общения я просто не мог не написать ему благодарность. Конечно, он влиял.
- Увлекает что-нибудь, кроме собственного творчества?
- Как раз собственное творчество не увлекает абсолютно. Во время недавней записи альбома приходилось слушать только «Сплин», потому что на процесс сведения одной песни уходило 10-15 часов. Соответственно каждую песню раз по сто приходилось прокручивать, и на другую музыку просто не оставалось времени. В итоге собственное творчество очень сильно меня достало.
- Никогда не хотелось заняться чем-то другим?
- Просто в какой-то определенный момент стало понятно, что я могу только писать песни, записывать и играть их. Наверняка я способен на многое другое, но не хочу распыляться. Хотя на самом деле распыляюсь очень сильно - время от времени то кино снимаю, то картины пишу.
- «Сплин» «выстрелил» первым из целой когорты питерских групп, которые только сейчас начинают к нему «подтягиваться». Почему именно вы?
- Возможно, потому, что у нас материал был сильнее. Нескромно, конечно... Но, например, «Зимовье зверей» - совершенно непонятная для меня группа. А «Ночные снайперы» абсолютно справедливо «выстрелили» именно сейчас, когда по крайней мере один хит у них точно появился, причем очень крепкий, - «31-я весна».
- Старшие «братья по оружию» часто выступают без групп, с одной гитарой. За Александром Васильевым такого пока не водилось...
- Мне как раз сегодня предложили это сделать: сыграть «сольник» в маленьком клубе, записать и потом выпустить. Видимо, осенью я буду это делать.
- Других планов нет?
- Когда почувствую, что группа начинает понемногу «снижаться», - мы именно в этот момент сделаем все, чтобы буквально обрушиться вниз. Как мы сделали это, записав «Альтависту» в тот момент, когда был большой подъем после «Гранатового альбома», - он нас всех так достал! Мы записали «Альтависту» и целый год спокойно занимались женами и детьми. Я мог спокойно рисовать, выучил язык программирования HTML, сделал сайт. Мультфильмы рисовал, они висят на сайте «25-го кадра». Сейчас у нас опять идет подъем, и мы, наверное, будем много ездить. Насколько я знаю из опыта, если ты выпустил коммерчески удачный альбом, три месяца после его выхода ты куришь, а потом полтора года ездишь, не останавливаясь. Потом начинается спад, потому что люди не могут любить одного, им хочется новых ощущений с новым партнером. Самое главное - не дождаться этого момента, а уйти раньше, чем публика охладеет. И потом опять полтора года сидишь, куришь. А дальше - новый подъем. Понятно, что планировать бессмысленно, но я постараюсь и дальше жить по тому же «графику».

by Hools

назад

Hosted by uCoz